О забытом Чернобыле по-новому.


До чорнобильської річниці ред. підготувала матеріал про виставку Ребекки Гармс “Чорнобиль-25”, яка зараз відкрита в Берліні для відвідувачів. Для російської діаспори матеріал запропонували місцевій газеті “Русскій Берлін”. Там вона вийшла в скороченому вигляді. Її можна переглянути за посиланням http://www.rg-rb.de

Повну версію матеріалу подаємо внизу.

ред.

Четверть века аварии на Чернобыльской АЭС -тема года 2011. Те, кто помнит злосчастный день 26 апреля 1996 года, наверняка не забудут сделать очередную отметку в своем календаре для этой излучающей радиоактивностью даты. 25 лет мы живем с невидимым проклятьем Чернобыля. Кому оно отмеряло коротко жить. Кому вьелось в кости в форме лучевой болезни или других побочных эффектов радиационного облучения. А кого постигло уже в чернобыльской генерации: дети, рожденные после чернобыльской аварии, несут свою неповинную долю в проклятье Чернобыля. И кто знает, сколько последующий поколений еще будет проклинать этот день 26 апреля 1 час и 24 минуты ночи по киевскому времени.

Чернобыль болит, кровоточит, не отпускает. До сих пор тревожит состояния укрытия взорвавшегося реактора, которое кое-как в панике залатали 25 лет назад. Потом долго собирали деньги на следующее укрытие. Деньги разворовали крутившиеся у государственной кормушки дельцы. Дожди и ветры тем временем разрушали бетон саркофага, оставляя после себя щели и зазоры. Снова кое-как залатали. И продолжает бурлить внутри бетонного урода приникший радиоактивный монстр. А бдительность его укротителей становится все слабее и слабее.

Чернобыльская зона реабилитируется постепенно. Природа живет своей размеренной цикличной жизнью. Впитавшиеся в почву, проникшие в воду радионуклиды не показываются на глаза одиноким жителям зоны выброса невиданной радиации. Непрекращающегося разложения радиоактивных материалов уже давно никто не боится. Да и боялись ли вообще? Ученые предполагают, что те, кто остался жить с радиацией в самом ее эпицентре, возвращенцы в зону приобрели необычную устойчивость к радиаци. Люди и животные приспособились жить в вибрирующей смертью Зоне. Но это касается только тех, кто безвыездно проживал в регионе Чернобыля, выстоял и смело смотрит смерти в лицо на ее территории. Эксперименты на птицах, которые мигрировали между чернобыльским лесом и «теплыми краями», показали обратное. Птицы подвергались болезням по сравнению с теми, которые оставались в чернобыльской лесу постоянно.

Жители чернобыльской зоны теперь имеют одно преимущество: они стали резистентными к радиационному облучению, а значит и любая последующая катастрофа (не дай Бог) им не страшна. Их, резистентных, единицы. Резистентность же остальных жителей европейского пространства под большим вопросом. У них чаще наблюдается другой вид резистентности: к информации о Чернобыльской катастрофе. Исправить этот недостаток взялась депутат Европарламента от партии “Зеленых”, член комитета по вопросам парламентского сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом Ребекка Гармс. Убежденный антиатомщик с солидным стажем, в прошлом создатель множества документальных фильмом об опасности использования атомных электростанций, Ребекка Хармс задалась целью рассказать о Чернобыльской катастрофе в дату 25 летия ее взрыва, рассказать по-новому. Для этого она придумала проект «Чернобыль 25. Улица Энтузиастов. Экспедиции»

Идея проекта.

Проект мобильной выставки «Чернобыль 25» поставил своей целью показать публике, что со взрывом на Чернобыльской АЭС мы получили не только техногенную катастрофу, но и гуманитарную. В погоне за техническим превосходством взамен нам досталась Зона отчуждения радиусом в 30 км вокруг саркофага взорвавшегося реактора. Территория площадью 4000 кв.км. За этим стоит 300 оставленных и разрушенных сел, 100 целенаправленно погребенных, заброшен исторический город Чернобыль, забыта людьми руина города Припять с ранее проживавшими в нем 48 тысячами жителей. В этой зоне отчуждения все еще находятся остатки культуры, которая существовала здесь на протяжении 5 тысяч лет.

Многие, особенно на Западе, мало знают о том, что в чернобыльской зоне погребена интереснейшая культура украинского Полесья – колыбели европейской цивилизации. Возле Чернобыля проходил знаменитый «Путь из варягов в греки» . Рассказать об истории Чернобыля и его актуальных проблемах, познакомить с его культурой и призвана выставка «Чернобыль 25». Она имеет два направления. Первое — культурно-теоретическое, второе — художественное.

Этнографические экспедиции.

По истечении пяти лет после чернобыльской катастрофы Львовский этнографический музей начинает отправку своих исследователей в чернобыльскую зону с целью поиска и спасения памяток исторической и этнографической культуры Полесья. К экспедициям подключаются журналисты, кинематографисты, археологи, фольклористы, писатели. Среди последних известная украинская поэтесса Лина Костенко. После взрыва в Чернобыле она посвящает всю свою творческую деятельность чернобыльской тематике. Еще одна группа исследователей отправляется за поисками утраченного к чернобыльским переселенцам, которые в суммарном количестве 350 тысяч разбросаны по территории Украины и Белоруссии. Результаты исследований задокументированы в различных киевских институтах. Зараженные радиацией экспонаты проходили специальную обработку по дезактивации от излучения. На выставке представлены только те образцы, которые были собраны до аварии и не представляют угрозы для посетителей выставки. Экспонаты выставки «Чернобыль 25. Экспедиции» говорят прежде всего о жителях утраченных территорий и их микрокосмосе.

Полищуки.

Утраченная культура чернобыльского региона многогранна. Это прежде всего культура жителей Полесья, которых называют полищуками. Одним из наиболее интересных и наименее изученных мест Чернобыльской зоны отчуждения являются остатки древнеславянского поселения. На данное время месторасположение этого поселения угадывается по наличию остатков укреплений (земляных валов). Считается, что это древнее поселение относится к милоградской культуре эпохи раннего железа (VII-III столетие до нашей эры). Городище построено на острове посреди непролазных болот..

Из-за низкой продуктивности земельных наделов жители Полесья преимущественно занимались рыбалкой. А еще заготавливали древесину, торф, а также собирали грибы и ягоды. Развивались и народные промыслы и ремесла – гончарное дело, ткачество, обработка дерева, металлургия и обработка железа, обработка кожи, плетение, обработка камня, сукновальный промысел. Организаторы выставки представляют многочисленные вышитые рушники, археологические находки культуры полищуков, реликвии хасидов.

Чернобыльские староверы.

Другим интересным пластом культурного наследия чернобыльской зоны была культура русских старообрядцев, староверов— беженцев из центральной России. Их так и называли – «чернобыльские староверы». В непролазных чащах лесов они строили скиты, где по-старому молились своим богам. Даже сейчас, в центральной части зоны отчуждения, можно найти остатки древнего поселения староверов. Оно зовется «Городище». Городище представляет собой участок территории, обнесенный двумя земляными валами.

Воскресенская церковь

Православный Чернобыль гордился одним из уникальных древних сооружений на территории современной Чернобыльской зоны отчуждения – Воскресенской церковью в селе Толстый Лес. Воскресенская церковь была построена в 1760 году. Церковь была деревянной, трехсрубной с пристроенной колокольней. Церковь была построена в стиле украинского барокко. После аварии на ЧАЭС и эвакуации населения, церковь была разграблена мародерами. 24 апреля 1996 году, почти через 10 лет после аварии, Воскресенская церковь сгорела и этот архитектурный памятник утрачен навсегда.

Хасидские евреи.

Выставка привлекает внимание к культуре хасидских евреев в Чернобыле. Чернобыльские или тверские хасиды появляются в Киевской области в XVIII веке . Основателем этого течения стал магид г. Чернобыля Менахем Нахум Тверский. С конца XVII и до начала ХХ столетия Чернобиль был одним с наибольших центров хасидизма. Сюда приезжали хасиды с Польши и Україны. Сегодня в радиационном городе осталась могила цадика-основателя тверскої династии Менахума Нахума (дата смерти – 1798). Не случись аварии в Чернобыле, могила могла бы стать центром паломничества хасидов по примеру могилы духовного лидера брацлавских хасидов Нахмана.

Советикус маргиналис.

Чернобыль унес и советскую культуру города атомщиков, вытесненную, маргинализованную за пределы здравого рассудка. Именно эта культура, если ее можна таковой называть, представлена организаторами как символ для изображения трагичности атомного строительства. Поздняя советскую риторику можна проследить на примере роста и падения города Припять (1970 — 1986). Город служит инсталяцией-напоминанием и инсталяцией-предупреждением. Одна из улиц в восточной части Припяти называлась улицей Энтузиастов. Часть выставки, посвященной советской странице города Припять, так и назвали «Чернобыль 25. Улица Энтузиастов».

«Улица Энтузиастов».

В годы появления атомного города в Советском Союзе все еще царил дух энтузиазма от первой советской индустриализации (досрочные пятилетки с лозунгами «2+2=5» с учетом энтузиазма строителей коммунизма). Всеми руководил девиз: «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». Источником энергии в начале развития советского государства являлись гидроэлектростанции. Переход от Днепровской ГЭС (1932) на реке Днепр к атомной электростанции на реке Припять (1980) являлся белее, чем логичным следуя партийной логике находящихся у власти коммунистов. Выставка содержит серию плакатов советского времени, а также графику по теме электрификации. Дополняют тематику стенды с текстами Владимира Маяковского «Мы» (1929): « Мы — Эдисоны невиданных взлетов, энергий и светов…». Для илюстрации советской риторики «Улицы Энтузиастов» использован 10-ти минутный фильм о успехах советского атомостроительства. Организаторы оговариваются правда, что их целью не было разоблачасть советскую пропаганду, а показать ту иллюзию, в которой жил СССР и Запад, и которая актуальна и на сегодняшний день. Это иллюзия служения мирного атома мирному народу, в результате которой происходят радиационные атаки неповинных людей.

Организаторы выставки.

Идею главного организатора выставки «Чернобыль 25» Ребекки Гармс с немецкой стороны поддержали и воплотили в жизнь Вальтер Моссманн (Walter Mossmann),немецкий критик строительства АЭС и активист антиатомного движения и Тильман фон Штокгаузен (Tilmann von Stockhausen), директор этнологического музея Аугустинер города Фрайбурга. В Украине над проектом работали Роман Чемелик — директор Львовского этнографическогоо музея, Ростислав Омеляшко — председатель Центра защиты культурного наследия от техногенных катастроф. В качестве партнера привлечен Союз евреев города Киева, Научный центр истории и культуры восточно-европейских евреев во главе с его директором Леонидом Финбергом. Координацию по реализации проекта выставки осуществляла студентка берлинского свободного университета Лидия Гутник.

Когда музы не молчат.

Рассказ о выставке не будет полным, если не рассказать о ее художественном направлении. Именно фотографы, кинорежисеры, поэты говорят последнее слово тогда, когда «умолкают пушки». Атомный реактор умолк навсегда. Слово либо вернее сказать камеру взяли известные фотографы из Канады и России Роберт Полидори (Robert Polidori) и Андрей Кременчук. Первый посетил зону в 2001 году, перенеся зрителю реальность Зоны Отчуждения. Франкфурте Альгемайне фотоснимки Полидори назвала такими, «которые превосходят границы нашего представления о Чернобыле». Андрей Кременчуг в свою очередь фотографирует сегодняшнюю жизнь жителей чернобыльской зоны так, что исторические события как бы отходят на задний план.

Четкую линию под выставкой подвели графики из групы дизайнеров «4 блок» харьковчанин Олег Векленко, М. Трокслер из Штутгарта и А.Джордан из Берлина. Выбрана серия плакатов из чернобыльской коллекции триенале (г. Харьков).

А озвучила чернобыльскую поэтесса Лина Костенко, картены которой на украинском и немецком языках обрамляют графику.

Жители Германии смогут ознакомится с выставкой «Чернобыль 25» с 12 по 22 апреля в помещении фонда Генриха Бьоля (Schumannstr. 8, 10117 Berlin) и с 18 сентября по 29 октября текущего года в институте искусства и искусствознания Морат, г. Фрайбург. Увидят выставку и жители Киева, Варшавы, Брюсселя.

На представлении своего детища-выставки о Чернобыле в Берлине Ребекка Гарм заметила: «У нас все даты обычно отмечаются за известным сценарием. Пару дней пресса и все вокруг поговорят о событии, а потом забудут. Хотелось бы, чтобы о Чернобыле помнили немного дольше». А Лина Костенко, для которой Чернобыльская зона стала ее «эммиграцией» и которой посвящен стенд выставки, как-то сказала: «Тот, кто не знает Зоны, тот очень многого не знает о Украине». И Ребекка Гармс, и Лина Костенко сделали очень много для приоткрытия чернобыльской завесы. Теперь будут судить посетители, насколько им это удалось.

Послесловие: Автор статьи закончила материал в пятницу 11 марта, а в суботу 12 марта весь мир встряхнула новость о взрыве на японской атомной станции “Фукусима”, где в результате землетрясения и цунами произошел взрыв атомного реактора. Снова заговорили о Чернобыле. Стало очевидным, что Чернобыли приобрели периодичность в четверть века. Что ожидает жителей Японии, оказавшихся в радиусе взрыва АЭС «Фукусима», хорошо знают украинцы. 12 апреля открытие выставки в Берлине, где о проклятье атома будут говорить свидетели Чернобыля. А на расстоянии тысяч километров жертвы нового взрыва атомного реактора будут бороться с последствиями очередной иллюзии укрощения атома.

Ольга Самборська, редактор интернет-издания «Иммиграда», Берлин

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s