http://www.rg-rb.de Ольга Самборска Кто сосчитает украинцев Германии?
Чем отличаются «заграничные украинцы» от незарегистрированных и нелегалов
![]() |
Более двадцати тысяч украинских граждан находится на консульском учёте в посольстве Украины в Берлине. Почти такое же количество граждан Украины зафиксировано в консульствах Мюнхена, Гамбурга и Бонна. Согласно некоторым наблюдениям автора, большое количество проживающих в Германии украинцев игнорирует регистрацию в дипломатических учреждениях. Кому не нравится возня в посольстве, кому некогда, а кто просто не в курсе. В числе незарегистрированных украинцев Германии находятся и те, кто не имеет оснований для регистрация и более того, обходит их стороной. Это нелегалы. Их в Германии по неофициальны данным – многие тысячи.
Самая же многочисленная категория украинцев в Германии – это бывшие граждане Украины, документы которых плавно из консульских учреждений переехали в немецкий паспортный стол. Для них предусмотрен специальный введенный Министерством иностранных дел Украины титул – «заграничный украинец». Заграничный или нет, украинец автоматически есть частью украинской диаспоры. Другое дело, принадлежит ли он к её пассивной или активной части.
Если использовать простую арифметику путём сложения всех частей потенциальной диаспоры, то в общей сложности в Федеративной Республике Германия находится более ста тысяч граждан, чьим отправным пунктом перед приездом в Германию была Украина.
Именно Украина держит первенство среди бывших республик советского пространства по поставке своих граждан заграницу. В последнее десятилетие 5 миллионов граждан Украины покинули страну с целью поиска заработка или воссоединения семьи с иностранным гражданином. По статистике в настоящий момент в Украине насчитывается 45 миллионов жителей. Во время провозглашения независимого украинского государства в нем проживало 52 миллиона человек.
Германия не стала излюбленной страной украинцев-мигрантов – Италия, Чехия и Португалия занимают ведущие места в этом списке. Те из них, кто все же остановил свой выбор на нашей стране, любовью к ним с её стороны тоже похвастаться не могут. Украинская диаспора не является официальным меньшинством в Германии. Последствие – нет права на законное требование и поддержку создания украинских информационных изданий, школ или детсадов.
Ярлык «русскоязычные» был успешно повешен на всех мигрантов из бывшего советского пространства, включая украинцев. Экономные немецкие борцы за интеграцию мигрантов решили не распыляться на каждую национальную группу из бывшего многонационального государства и ограничилось одной – русскоязычные. Автор статьи поинтересовалась у ответственных за интеграцию в Германии (Das Amt der Auslnder- und Integrationsbeauftragten) насчёт возможной финансовой поддержки украинской диаспоры. Ответ был проще, чем вопрос: на украинцев никакой статьи расходов не предусмотрено. Попробуйте, дескать, с русскими-русскоязычными подавать проекты.
Владение двумя языками (русским и украинским) или по крайней мере пассивное понимание русского действительно помогло украинцам интегрироваться, правда скорее в структуры русской диаспоры. Собственную структуру в Германии представители украинской миграции последних двадцати лет так и не построили. Этого не сказать о тех, кого относят к предыдущим волнам украинской миграции.
Появление украинцев в Германии в начале прошлого века оставило целые страницы и даже тома в энциклопедии истории Украины и её диаспоры. В 20-е годы прошлого века после того, как Октябрьская революция смела все попытки украинской интеллигенции на самоопределение Украины как независимой страны (1918-1920), большая часть тогдашних политиков провозглашённой Украинской Народной Республики (УРН) оказалась в эмиграции. Германия была первой станцией для политиков-беженцев Директории Украинской Народной Республики (Владимир Винниченко), гетманского движения (Павел Скоропадский), представители Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) (Евгений Петрушевич).
В Берлине в районе Wilmersdorf располагалось в 1931 году пресс-бюро Организации Украинских Националистов (ОУН). О нём до сих пор напоминает знак трезубца с мечом на фасаде дома на Mecklenburgischer Str. 3. Этот знак чётко виден и на выходе из метро Heidelberger Platz.
Вторая попытка возобновить независимость Украины в 1941 году и её неприятие нацисткой Германии вызвало новую волну политических репрессий в Украине и соответственно политических беженцев. Ими оказались бывшие участники национально-освободительных движений за независимость Украины, их семьи вместе с узниками концлагерей и насильно вывезенные на принудительные работы цвангсарбайтеры. После войны в лагерях для перемещённых оказались тысячи украинцев, не желающих возвращаться в советскую Украину. Впоследствии они были перенаправлены в Америку и Канаду. Те из них, которые не смогли уехать, стали сердцевиной украинской послевоенной диаспоры украинцев в Германии. Большинство из них предпочли для проживания баварский Мюнхен.
В 1945 году в Мюнхене образуется Центральное Представительство украинцев в Германии (ЦПУГ). ЦПУГ как представительский орган украинской диаспоры активно поддерживался немецким государством. С процессом старения диаспоры и финансовыми недоразумениями, вскоре после празднования своего пятидесятилетия ЦПУГ прекратил существование. В представительской деятельности украинцев на территории Германии образовалась брешь, которая существует и по сегодняшний день.
Это не могло не сказаться на последней волне миграции, которую фактически некому было встречать в Германии. Третья попытка провозглашения Украины как независимого государства в 1991 году выплеснула за границы Украины тысячи мигрантов. Теперь уже экономических. Развал украинской экономики способствовал быстрой переориентировке работоспособного населения в сторону западноевропейского рабочего рынка. Кого взяли на контрактные работы в сфере науки и культуры. Кто подался пробовать себя в бизнесе. Кто решил испытать судьбу в браке с иностранцем. Проживающим в Украине немцам и евреям повезло больше. Им предоставилась возможность официального оформления своей миграции. А кому не повезло ни с чем, тот подался на авось, без документов и гарантий. Нелегально.
В течение некоторого времени бывшие жители Украины каждый по одиночке нашли свои пути применения в стране автомобилей и развитого сервисного обслуживания. В общественной жизни проявляли себя не многие. На сегодняшний день на сто тысяч украинских мигрантов приходится порядка десятка зарегистрированных общественных организаций. Впрочем, регистрация ещё не означает бурной деятельности. Многие из организаций априори остаются мертворожденными, так как по своей сути служат лишь визиткой одного или нескольких украинцев в Германии. В такие организации не вступают толпами, как это часто наблюдается у хозяев-немцев. Скорее наоборот, сосед-украинец вероятнее всего сам создаст подобную организацию-визитку, чем пойдёт у соседа на поводу и присоединится к его общественной деятельности. В результате, на интернет-странице посольства Украины в Германии перечислено порядка 20-и общественных организаций активной украинской диаспоры. Половину из них можно назвать действительно профессиональными и отвечающими представлению об общественной организации.
Украинский профессионализм чаще встречается в индивидуальных проявлениях. Спортсмены Братья Кличко уже давно стали частью высшего немецкого общества и к украинской диаспоре себя не причисляют. Последняя же рада примазаться к славе своих известных соотечественников.
К числу успешных украинцев Германии принадлежат по достоинству оперные певцы. Бас Тарас Конощенко завоевал поклонников оперы в мюнхенской филармонии. В Берлине знают Ольгу Каспрук – сопрано. Не брезгуют общением на украинском языке известный актёр театра и кино Александр Левит и музыкант-виртуоз Борис Розенталь. Оба проживают в Берлине, общаются с соотечественниками.
Мест для развлечений с украинской атмосферой не так много. Помимо традиционных украинских ресторанов и кафе-бистро больших украинских Домов в стиле Русского Дома в Берлине у украинцев нет. С переменным успехом те или иные активисты украинской диаспоры организовывают тематические вечера под покровительством тех или иных спонсоров, как правило – немецкого происхождения. Действующая при посольстве Украины в Германии Информационно-Культурная Агенция, созданная Министерством иностранных дел Украины специально для поддержки украинской культуры заграницей, поддерживает инициаторов событий украинской направленности либо сама их инициирует. Задействованной в таких мероприятиях оказывается очень маленькая группа заинтересованных Украиной и её культурой.
Дети украинцев, мигрировавших в Германию, имеют возможность изучать украинский язык и культуру в субботних школах при украинских церквях либо самостоятельных родительских инициативах. Используют эту возможность немногие.
Украинистика как наука в Германии переживает свой упадок. Её остатки можно отыскать в университетах Лейпцига и Грайсфальда. В последнем, в частности, каждый год проходит Летняя школа для желающих обучится украинскому языку и послушать цикл лекций на темы украинской истории, политологии и социологии. Научной и соискательной деятельностью по украинской тематике можно заняться в Свободном Украинском Университете в Мюнхене, который в 2011 году будет отмечать своё 90-летие. Такой же юбилей отпраздновал в 2010 году профессор Богдан Корат-Осадчук, журналист, политолог и профессор берлинского Свободного университета, бывший в своё время в дружественных отношениях с Вилли Брандтом. Он по праву считается старожилом украинской диаспоры Берлина.
Больше о жизни и деятелях украинской диаспоры Германии и Европы можно узнать из интернет-портала «Иммиграда» (www. ukrajinciberlinu. wordpress. com). Заодно можно пообщаться с соотечественниками в онлайн-режиме и самому изложить свою точку зрения на положение дел украинцев в Германии. Возможно, однажды удастся всё-таки подсчитать число украинцев в Германии?
ОГО ! Молодець.