Олександра Бінерт:”Но я смотрю в будущее оптимистично и собираюсь навсегда возвращаться на Украину в начале следующего года».


Александр Дельфинов, Берлин четверг, 2 сентября 2010 года, 13.49
Янукович в Берлине: взгляд с улицы
Пока президент Украины встречался с общественностью в отеле Adlon, на улице проходил пикет украинской интеллигенции

http://www.chaskor.ru

Фотографии: Александр Дельфинов

Президент Украины Виктор Янукович впервые посетил Германию с официальным визитом 30 августа. Правда, до этого он уже встречался с канцлером Ангелой Меркель, но в ранге премьер-министра, ещё при «оранжевом» Ющенко, три года назад. Ныне всю президентскую рать Януковича принимали в Берлине со всем почётом, ведь это всего второй его визит в Евросоюз с момента избрания.

Первым был короткий мартовский бросок в Брюссель сразу после инаугурации. Тогда Янукович заявил о приоритетном внешнеполитическом курсе на сближение с Европой, но затем, словно забыв про это, все усилия сосредоточил на «восточном фронте».

Мы с друзьями занимались политическими акциями (или акциями, которые казались нам политическими) ещё с конца 90-х годов, всё это потом вылилось в движение «Украина без Кучмы» и кассетный скандал, связанный с убийством Гонгадзе. В 2004 году мы пытались всячески поддерживать оппозиционеров — не потому, что мне был симпатичен Ющенко или его политическая программа, а потому, что я видел давление со стороны государства, попытки манипуляций, попытки подмять под себя общественное сознание. Лично для меня это была не поддержка «оранжевых» сил, а сопротивление власти как таковой. Скорее анархистская позиция, чем позиция некого демолиберала.

Обширная программа высокого украинского гостя первым пунктом включала переговоры с канцлером Германии. Накануне визита германские СМИ распространили заявление организации «Репортёры без границ» с просьбой к Ангеле Меркель во время переговоров обратить внимание украинского коллеги на недопустимость преследования журналистов. Как известно, 11 августа в Харькове пропал без вести главный редактор газеты «Новый стиль» Василий Климентьев, в своих статьях критиковавший представителей власти за коррупцию. Жив ли он, неизвестно.

По электронной почте, в блогах и социальных сетях было также распространено обращение украинских культурных активистов, ныне живущих в Берлине. Они призывали собраться на пикет протеста против подавления свободы слова в то самое время, когда президент Янукович будет встречаться с представителями германской общественности в отеле Adlon на улице Унтер-ден-Линден, прямо напротив Бранденбургских ворот.

«Часкор» решил присоединиться к пикету, променяв встречу с президентом в пятизвёздочном отеле на уличные «постоялки» с неравнодушной украинской молодёжью. Солнышко светило по-осеннему. Немногочисленные полицейские улыбались чуть поодаль. Любопытные прохожие останавливались и читали написанные по-английски лозунги. Группа немецких активистов по защите животных из объединения Peta мёрзла поблизости, раздетая почти догола и покрашенная в цвета украинского флага. Я подошёл к одному из организаторов пикета, известному писателю Сергею Жадану.

«Даже министр внутренних дел Украины Анатолий Могилёв, тоже приехавший в Берлин, в одном из своих последних заявлений подтвердил, что в деле пропавшего Климентьева присутствует политическая подоплёка, — поведал Сергей Жадан. — И это не единичный случай, это уже тенденция. Существует прессинг со стороны правоохранительных органов, со стороны власти в сторону представителей СМИ. Например, у нас в Харькове возникла ситуация, аналогичная Химкинскому лесу в России. Было отдано распоряжение рубить деревья в черте города. Харьковчане стали протестовать, произошло жёсткое противостояние, было много физического насилия по отношению к журналистам. Это симптоматические и очень нехорошие вещи, свидетельствующие, что на Украине действительно имеются попытки силовым образом подмять под себя информационное пространство».

Сергей Жадан
Харьковская городская власть прославилась во всём русскоязычном пространстве Сети, когда в широкий оборот был выкинут ролик со съёмками записи агитационного выступления будущего городского головы. Сочетание нецензурщины и выразительности породило целый ряд харьковских местных поговорок («по-дебильному написано…»). Сейчас этот ролик воспринимается юмористически.

Тем временем вокруг собралось ещё человек тридцать, со всех сторон зазвучала украинская, русская, немецкая речь. Неподалёку на площади показывали своё искусство уличные брейк-дансеры, мимо проносились велосипедисты, перед шикарной гостиницей темнели представительские лимузины. Неожиданно из отеля вышел худощавый мужчина в костюме и деловым шагом пересёк проезжую часть, направляясь к нам. Это был Сергей Тигипко, украинский вице-премьер по экономическим вопросам и лидер партии «Сильная Украина», на последних президентских выборах получивший впечатляющий третий результат. Он с ходу ловко переключил внимание на себя: «Здравствуйте, возможно, вы тут живёте и не всегда знаете, что там у нас происходит, поэтому я хочу кое-что рассказать, чтобы вы больше знали». Народ насторожился. Я одной рукой ткнул вице-премьеру в лицо диктофон, другой — фотокамеру.

«За последние пять лет у нас сложились самые плохие отношения с нашим крупнейшим торговым партнёром — с Россией, — говорил Тигипко, поблёскивая неглупыми глазами. — Это очень хорошо, если нам теперь удастся организовать с Россией несколько технологических проектов, я имею в виду самолётостроение и ракетостроение. Сейчас отношения у нас рабочие, нормальные. Что касается основного политического вектора, это однозначно Европейский союз. Через пять лет мы войдём в Европу».

Сергей Тигипко

«Это смешно!» — крикнули у меня за спиной. «Нет, не смешно, — возразил Тигипко. — Мы недавно приняли пять ключевых законов, пора передать мяч на игровую сторону европейцев. У нас будет сильная позиция на переговорах».

«Как вы прокомментируете харьковские договорённости по Черноморскому флоту?» — раздался строгий женский голос. Тигипко нахмурился: «Скажу вам так: в отношении независимости немного потеряли, в отношении экономики выиграли». Интонациями голоса украинский вице-премьер напоминал Горбачёва, но, в отличие от него, говорил коротко и внятно, разразившись эмоциональной речью по поводу коррупции на Украине, бороться с которой надо так же, как это делают в Грузии.

Пришла пора напомнить, зачем мы, собственно, собрались. «Ответьте на вопрос «Частного корреспондента», — крикнул я. — Вот здесь рядом стоит известный украинский писатель Сергей Жадан, а этот пикет посвящён свободе слова на Украине. Как вы считаете, сейчас с этим ситуация хуже или лучше?»

Тигипко глянул мне прямо в глаза, и я не почувствовал в этом взгляде ничего злобного, но что-то чуть-чуть печальное: «В принципе оппозиция высказаться может, но в какой-то степени, вероятно, и ухудшилась ситуация. Я на некоторые телеканалы попасть пока не могу, но посмотрим, что будет после летнего политического перерыва. В Берлине, кстати, во время президентского визита присутствует корреспондент «Украинской правды», она спокойно выходит» («Украинская правда» — независимое интернет-издание, первый главный редактор которого Георгий Гонгадзе был убит в 2000 году. — А.Д.).

«Появится ли на Украине цензура?» — спросили Тигипко. «Да!» — неожиданно громко сказал я. Все нервно рассмеялись, а вице-премьер промолвил: «На мой взгляд, немножко умнее все стали и не пойдут на это». Он распрощался и удалился, а я подошёл к Александре Бинерт, историку-этнологу и соорганизатору пикета.

Александра Бинерт

«Мы здесь представляем критично настроенное гражданское общество, — сказала она. — Увы, оно во многом проспало пять «оранжевых» лет, слишком мало требуя от президента Ющенко, к которому все относились очень позитивно поначалу. Но я смотрю в будущее оптимистично и собираюсь навсегда возвращаться на Украину в начале следующего года».

«Сейчас существует ли на политическом горизонте такой лидер, который мог бы в будущем стянуть на себя позитивные оппозиционные силы?» — спросил я.

«Ну, я думаю, Сергей Тигипко потому и вышел к нам, что он хочет быть одним таким лидером, — улыбнулась Александра Бинерт. — Он хороший управленец, хороший менеджер и может написать слово «профессор» без ошибок. Тут уже не важно, из какого он лагеря, оранжевого или синего, важно, какие ценности представляет человек».

Время, отведённое на пикет, заканчивалось. Сергей Жадан предложил ещё немножко подождать Януковича, но тот к протестующим, конечно, не вышел. Как раз в это самое время в конференц-зале отеля Adlon четвёртый президент Украины выступал перед немецкими бизнесменами и иностранными корреспондентами в своём фирменном стиле, мимоходом спутав Ирландию с Италией и твёрдо пообещав бесперебойный транзит газа.

14 thoughts on “Олександра Бінерт:”Но я смотрю в будущее оптимистично и собираюсь навсегда возвращаться на Украину в начале следующего года».”

  1. Росія і тут встигла – дуже навіть притомний репортаж. А що поробляють кореспонденти укр. медіа, коли відбуваються такі громадянсько-значимі акції. Не одна Дойче Велле ж у Берліні..? Де подібні репортажі на бібісі, Укр. Тижні і т.д.? Одне Уніан і ТСН щось там писануло. І то Жадан там сам про себе…

  2. На Дойче Велле, до речі, репортажу з місця події й не було. Лише анонс!

  3. Навсегда вернуться в Украину, вот, это же совсем другое дело. Это и гражданская позиция, это и патриотизм. Грубо говоря: “это выбор настоящего драйва вместо вкусной сардельки под приятное пивко”. Александра Бинерт – ты молодец. Если хочешь.

  4. Вважаю, що сарделька і пивко все в україні смачніші. Заради української кухні дійсно варто повертатися:-)

  5. A quality article! Indeed, WHY it is not in Ukrainian?? Is it hard to do something simple and friendly like that?

  6. Олю, я ж кажу: “грубо говоря”. 🙂
    Впевнений, що ти розумієш, справа не в їжі. До речі тут в Україні натуральні (органічні) продукти днем з вогнем не відшукаєш. А як відшукаєш, то знепритомнієш – бо ціна завелика. Є дійсні патріоти, які вже починають вирощувати і виробляти органічну продукцію. Поки їх дуже мало. Але на мою думку, коли українці перестануть базікати про жовте і блакитне, а почнуть справді працювати на своїй землі, то ми б могли годувати органічною продукцією третину світу. Чим не українська ідея? І нарід працьовитий і земля родюча. Трохи нас підпортили, але ж очиститись від цієї порчі не так вже і складно. На мою думку.

  7. Давайте поміняємось місцями хоч на трішки, і Ви зрозумієте, що і в їжі може бути справа. Я коли приїжджала до родини перші роки і коли надкушувала домашній огірок, то на очах з”являлися сльози. Забутий смак їжі – це дійсно проблема. Німці ніколи може того смаку не відчували і продукують свою органічну їжу, та вона не смакує. І часом в ресторані офіціанти мають звичку питати, чи смакували. Я завжди промовчую, хоч це і не ввічливо. І мій чоловік, який в Україні вперш е відкрив смак картоплі, став дійсним любителем українських страв. І шкода, що транснаціональні корпорації поклали вже лапу і на українську пгродукцію. Очиститись від цього буде нелегко. Я знаю, що українців не треба вчити чи вказувати працювати, бо вони працюють без кінця, інакше вже б пропали. Це європейці хотіли б, щоб їх хтось смачно годував, а вони будуть тільки пінку знімати.

  8. Вибачте, Олю. Я думав Ви “залізна кнопка”, а таке відчуття, що ніби-то на кухні посиділи і поговорили. Тепла розмова вийшла. Ще раз вибачте і щасти.

  9. не спокушайте. Сьогодні п’ятниця, пісний день. 🙂

  10. в мене вже пісним є п”ятий рік з того часу, як покинула наша родючу землю…але велике благословення відчуваю відчути ціну нашої України…звідси.

  11. Як Ви несете свого хреста, то маєте і благословіння.
    З Вами цікаво спілкуватися. Дар спілкування, на мою думку, потребує більшої приватності, а оця наша розмова є доступною для загалу. Тому нехай за Вами буде останнє слово.

  12. Добре mavka нагадала. Пройшли пішки від КПІ до Ленінградської площі. Піднесення, свобода, юність, любов. Злості не було. Спочатку.

Залишити коментар