Про німецькі династії в Російській імперії (рос.)


Публікуємо текст берлінського автора, активного читача нашого порталу Олександра Маніовича про відкриття пам’ятника Катерині ІІ в Цербсі. Матеріал є цікавим тим, що автору довелося дізнатись деталі реалізації проекту пам’ятника.

ред.

Александр Маниович
ЕКАТЕРИНА II ВЕРНУЛАСЬ ДОМОЙ

Германская земля Саксония-Анхальт дала миру много исторических личностей, учёных, музыкантов.

Это земля немецких королей. Здесь, у подножья Гарц, находились родовые земли герцога Саксонского Генриха, коронованного первым германским королём. Здесь находились резиденции короля Оттона I и императора Карла IV.
Это земля стала колыбелью Реформации, в Эйслебене в 1483 г. родился Мартин Лютер.
Саксония-Анхальт – родина «королей» музыки барокко. При дворе в Кётине Иоганн Себастьян Бах сочинил знаменитые «Бранденбургские концерты». Здесь творили Георг Фридрих Гендель и Георг Филипп Телеман. А в Дессау родился один из крупнейших композиторов ХХ века Курт Вайль, написавший музыку к брехтовской «Трёхгрошовой опере».
Это земля изобретателей. В 1654 г. Отто фон Герики доказал существование воздушного давления и изобрёл воздушный насос. В Дессау работал всемирноизвестный центр немецкого функционализма «БАУХАУС», в котором долгие годы преподавал Василий Кандинский.
Список был бы неполным без упоминания имён Фридриха Ницше, Отто фон Бисмарка, Клары Шуман.
Именно отсюда более 265 лет назад уехала в Россию безвестная 15-летняя принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская для бракосочетания с Карлом Петром Ульрихом, герцогом Гольдштейн-Готторпским. В российской истории они стали известны, как императрица Екатерина II и император Пётр III. Между российским Домом Романовых и различными правящими прусскими и немецкими династиями в течение двух веков было заключено 37 династических союзов. Восемь немецких принцесс стали императрицами России. Одна из них стала Екатериной Великой. 34 года правления Императрицы Екатерины II вошли в историю как «Золотой век России». Во времена Екатерины Великой, как писал историк Ключевский, «ни одна пушка не могла выстрелить в Европе без ведома Российской Государыни».

9 июля 2010 г. в Цербсте открылся первый в Германии памятник Екатерине II. Вернее, принцессе Софье Августа Фредерике Анхальт-Цербстской. В эти торжественные дни не будем вдаваться в причины обстоятельств, по которым в Германии памятник своей соотечественнице возведен впервые. Автор памятника – скульптор Народный художник России Михаил Переяславец.

Памятник принцессе Софье Августа Фредерике Анхальт-Цербстской в Цербсте (Автограф скульптора Михаила Переяславеца).

На открытии памятника присутствовали многие известные политики и деятели культуры, в том числе, делегация представителей Дворянского общества Берлина и Европейского интерклуба ДОМ ДЕРИБАСА, которых связывает многолетнее сотрудничество с Международным историческим обществом «Екатерина II».

Международное историческое общество «Екатерина II» более десяти лет назад инициировало возведение памятника в Цербсте и все эти годы, преодолевая финансовые трудности, шло к достижению этой цели.

В эти дни вместе с цербстчанами радость этого события разделяет и барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, бывший одним из создателей Музея «Екатерина II» в Цербсте.

Поздравляя барона, спрашиваю: Эдуард Александрович, с чего начинался Цербстский музей «Екатерина II»?

Фальц-Фейн. С нуля. Я договорился с мэром Цербста о том, что когда городом будет отреставрировано помещение в Кавалерском доме и создан там музей «Екатерина II», я из своей коллекции передам в музей экспонаты, связанные с императрицей. Я своё слово сдержал и передал в дар музею бронзовый бюст Екатерины II работы знаменитого французского скульптора Жан-Антуана Худона и портрет итальянского живописца Пьетро Ротари «Императрица Екатерина II в коронационном одеянии».

Автор. Экскурсию в музее всегда начинают с рассказа о Ваших, Эдуард Александрович, дарах. Когда заходишь в помещение музея, великолепие стоящего при входе бюста Екатерины II просто ошеломляет.

Фальц-Фейн. Ещё бы. Это, ведь, великий Худон! Он запечатлел многие исторические личности XVIII века. В особенности, облик изысканных дам Франции. Его скульптурные работы имеются в коллекциях Лувра и Эрмитажа, в Метрополитен музее. В Эрмитаже находится такой же скульптурный бюст, но выполненный из мрамора.

Автор. Худон, создавший замечательные скульптурные портреты деятелей французского Просвещения и Великой Французской революции, считается историографом французского общества второй половины XVIII века. Без репродукции его скульптуры сидящего в кресле Вольтера, по-моему, ныне не обходится ни одно искусствоведческое издание. Эдуард Александрович, как вам удалось приобрести такое исключительно редкое и ценное произведение?

Фальц-Фейн. Дополнительная ценность этого бюста (помимо художественной) в том, что он является прижизненным. Императрица заказала свой бюст, чтоб подарить его Фонвизину. И Фонвизины передавали бюст из поколения в поколение. Пока он не оказался у Александры Георгиевны фон Визиной, последней из знаменитого рода. У неё я его и купил. Она жила во Франции.

Автор. Для вывоза из Франции произведения такой художественной ценности, как работа Худона, необходим был разрешительный документ Лувра?

Фальц-Фейн. Но я бы его никогда не получил. Я «посадил Екатерину» рядом с собою на переднее сидение машины, и когда таможенник меня спросил: «Что это?», я скорбно ответил, что это моя недавно умершая бабушка. Он посочувствовал и… пропустил. Чистый криминал! А потом Екатерина вновь «без визы» переехала из Лихтенштейна в Германию. Но роль «контрабандиста» уже выполнил мэр Цербста.

Автор. А с произведением Пьетро Ротари тоже была «пикантная» история?

Фальц-Фейн. Не такая, но были проблемы. Несколько лет мне пришлось обхаживать цюрихского миллионера Эрнста Флюгера, не соглашавшегося расстаться со своей Екатериной. Деньги ему, обладателю островов, ведь, были не нужны. Согласитесь, Александр, что немногие музеи мира имеют в своей экспозиции такие ценные художественные произведения, какие сегодня экспонируютcя в Цербском музее «Екатерина II».

Автор. Трудно не согласиться. Открытие в 1995 г. в Цербсте Музея «Екатерина II» и возведение ныне памятника принцессе Софье Августа Фредерике Анхальт-Цербстской реанимировало этот старинный город, о котором впервые упоминается в исторической летописи 1081 г. Этот тихий малочисленный город становится туристическим центром. Ныне перед горожанами стоит новая сложная задача – восстановление родового замка предков российской Императрицы. Этим активно занимается основанное в 2003 г. Общество «Замок Цербст». Эдуард Александрович, вы часто говорите, что считаете Екатерину II своей прародительницей.

Фальц-Фейн. Это так. Она, ведь, пригласив в Таврический край немцев-колонистов, исторически имеет прямую связь с моим родом. Я очень рад, что через два с половиной века Екатерина II возвратилась в Цербст.

Берлин, 10 июля 2010 г.

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s